????Эффект спящего



Эффект спящего – это термин, используемый для обозначения влияния информации на мнение людей, причем информации маловероятной или происходящей из недостоверного источника. Феномен возникает в ситуации, когда человек изначально игнорирует сообщение, поскольку не воспринимает его как правдоподобное, а затем по истечении определенного времени (обычно нескольких месяцев) постепенно начинает верить в его достоверность.

Впервые феномен был обнаружен в США в 40-х годах прошлого века во время Второй мировой войны, когда ученые Ховланд, Ламсдейн и Шеффилд решили проверить влияние фильмов армейской пропаганды на отношение солдат к войне. В результате серии экспериментов было выявлено, что мнение солдат о войне через 5 дней после просмотра фильма «Битва за Британию» не отличалось от их изначальной позиции, тогда как через 9 недель ситуация значительно менялась: пропаганда работала, и солдаты начинали лучше относиться к войне.

Профессор Йельского университета Карл Ховланд назвал это явление отсроченного влияния информации на человека эффектом спящего (sleeper effect). Истинность феномена неоднократно подвергалась критике со стороны других представителей научной психологии, поскольку нельзя с точностью утверждать, что исключительно просмотр кинолент повлиял на изменение восприятия солдат по истечении длительного периода времени.

????Как же это работает

Представьте себе ситуацию: вы смотрите репортаж об известном вам ресторане, там его резко критикуют, указывают на недостатки, буквально поливают грязью. После этого вы узнаете, что материал был сделан по заказу конкурентов, а значит информации, содержащейся в нем, нельзя доверять, поэтому ваше существующее мнение о ресторане после увиденного особо не меняется. Однако даже несмотря на свое скептическое отношение к источнику информации, с большой вероятностью в будущем вы откажетесь от похода в упомянутый ресторан и окончательно поверите во все негативное, сказанное о нем.

Как ни парадоксально это звучит, по истечении определенного времени мы начинаем верить тому, чему изначально не верили: информация, изначально подвергавшаяся сомнению, кажется более убедительной и, в конце концов, принимается за истину.

Существуют три гипотезы, которые пытаются объяснить эффект спящего.

▪Забывание

Изучая процесс убеждения, Карл Ховланд с коллегами предположили, что эффекта спящего появляется из-за того, что мы забываем изначальную негативную установку о недостоверности источника, а в памяти остается лишь информация о самом сообщении.

▪Диссоциация

Позже ученые скорректировали свою позицию и предложили новую теорию, которая утверждала, что со временем ассоциация источника информации с самим сообщением ослабевает в сознании человека. Другими словами, знания и установка больше не связаны и существуют независимо друг от друга. Чтобы проверить теорию диссоциации, исследователи изучали отношение людей к медикаментам, предлагая им информацию авторитетных ученых и малоизвестных газет. Сразу послеполучения информации больше доверия было к сведениям из авторитетных источников, тогда как по прошествии 4 недель ситуация кардинально изменилась: доверие к сведениям из газет возросло, а «авторитетная» информация стала подвергаться большему сомнению. При этом напоминание испытуемым об изначальной ситуации снова возвращало их первоначальное отношение к изучаемой проблеме.

▪Дифференциальное разделение

Ховланд и его коллеги не объяснили, почему же в первую очередь забывалась информация о достоверности источника, а не само сообщение, несмотря на то что оба компонента были одинаково значимы. Этот вопрос был исследован Гринвальдом, Пратканисом и их командой в серии экспериментов, предназначенных для определения конкретных параметров, необходимых для возникновения эффекта спящего. Результаты показали, что скорость затухания воздействия информации и обесценивающего ее фактора (недостоверного источника) зависит от последовательности их предъявления человеку. Другими словами, эффект спящего появляется в тех случаях, когда информация предшествует сообщению о сомнительности происхождения сведений. Таким образом, память об источнике стирается, оставляя лишь воздействие от полученной информации.

????Условия воздействия эффекта спящего

Исследователи предполагают, что эффект спящего проявляется только при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Сообщение сформулировано четко, эмоционально и убедительно;

2. Обесценивающий стимул (недостоверность источника) достаточно силён для того, не допустить сиюминутного изменения отношения человека к информации;

3. Прошло достаточное количество времени между непосредственной оценкой отношения и отсроченной оценкой;

4. Само сообщение достаточно сильно, чтобы повлиять на изменение отношения во время отсроченной оценки.

И хотя одновременное наличие вышеперечисленных факторов в реальной жизни довольно редко, не стоит пренебрегать знанием о возможности возникновения эффекта спящего. Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, когда на наше уже сложившееся мнение может повлиять незначительная на первый взгляд деталь, например: читая красочный буклет о путешествии с хорошей скидкой, мы узнаем в конце, что в стоимость поездки не входит питание, или в конце статьи о пользе некого продукта мы находим какие-нибудь компрометирующие факты о производителе.

Каждый раз, получая убедительную информацию с обесценивающим стимулом мы рискуем почувствовать на себе эффект спящего. Будьте внимательны, проверяйте достоверность источников информации, изучайте дополнительные сведения, советы и факты, проявляйте критичность и здоровое любопытство. Это поможет вам сохранить свою стойкую позицию и защитить себя от манипуляций.


Источник: 4brain. ru
Фото на обложке:

Вас заинтересуют так же следующие новости

Контакты:
Адрес:
Строителей, 121-В
119311
Москва,
Телефон:+7 269-118-24-85,
Электронная почта: contact@msk-novostroyka.ru Новостройки Москвы и Подмосковья

????Эффект спящего

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *


! Нажимая кнопку «отправить комментарий», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных.


 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
по теме: